Учащимся о принципе «Равный обучает равного»
Принцип «равный обучает равного» (peereducation) – принцип, при котором значимая информация передается через доверительное общение на равных подготовленных волонтеров со сверстниками. Формат передачи информации может быть в виде обучающих занятий, семинаров, акций, бесед, тренингов и т.п. Сверстником в данном случае является член определенной группы, равный по возрасту другим членам этой группы. А равный - это человек, который принадлежит к той же группе по каким-либо признакам (возраст, состояние здоровья, образование, социальный статус, религия, вид деятельности и др.)
Принцип “равный обучает равного” используется во многих сферах - например, репродуктивное здоровье, планирование семьи, профилактика насилия, ВИЧ-инфекции, наркопотребления, навыки рационального питания и др.
Все мероприятия проходят интерактивно, т.к. используются различные методы работы: беседы; дискуссии; дебаты; мозговые штурмы; метод анализа историй и ситуаций; ролевые, деловые и коммуникативные игры; творческие конкурсы.
Что дает подростку участие в программе подготовки волонтеров-инструкторов?
Волонтерская деятельность способствует:
- приобретению навыков ответственного и безопасного поведения, направленного на сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих;
- повышению компетентности в вопросах здорового образа жизни;
- активному использованию опыта;
- обострению чувства ответственности и собственной значимости, усилению желания приносить пользу;
- личностному росту и самопрезентации;
- формированию коммуникативных навыков и лидерских качеств;
- общению, новым знакомствам;
- росту самосознания молодых людей, развитию их способности к самоорганизации и самоуправлению, что важно для самостоятельной жизни в будущем,
а также расширяет круг интересов и помогает лучше понимать проблемы и трудности сверстников.
На базе нашей школы реализуется проект «ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОДХОДА «РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ РАВНОГО» В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ».
В ГУО «Средняя школа№2 г.п.Глуска» действует волонтерский отряд «Руки помощи».
Руководителем является педагог-организатор Сокол Оксана Михайловна.
Родителям о принципе «Равный обучает равного»
Принцип «равный обучает равного» внедряется в систему общего среднего образования Министерством образования при поддержке Правительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА).
Почему важно внедрение принципа «равный обучает равного»?
Внедрение принципа «равный обучает равного» направлено на совершенствование образовательного процесса в части формирования навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения, укрепления нравственно-этических принципов среди юношей и девушек.
В основе данного принципа лежит передача знаний подготовленными волонтёрами своим сверстникам, а также формирование у них определенных навыков через доверительное общение, происходящее в форме обучающих занятий, тренингов, акций, консультаций, бесед, проводимых по специально разработанным модулям, наполнение которых строго отвечает возрасту целевой группы подростков. Это обусловлено тем, что в подростковом возрасте при получении информации по значимым вопросам (культура поведения, репродуктивное здоровье, профилактика курения, наркомании, алкоголизма, ВИЧ_инфекции) юноши и девушки больше доверяют своим сверстникам.
Как происходит процесс подготовки педагогов и подростков?
Министерством образования разработаны и утверждены образовательные программы, а также стандарты подготовки педагогов-консультантов и учащихся.
Педагоги-консультанты, получившие сертификаты государственного образца, в своих школах на добровольной основе формируют команды волонтеров-инструкторов из числа учащихся. Прошедшим обучение подросткам по результатам тестирования вручается сертификат, позволяющий разрабатывать и проводить занятия со своими сверстниками.
Педагог-консультант не только обучает, но и сопровождает волонтеров-инструкторов в процессе их самостоятельной образовательной деятельности, анализирует совместно с подростками положительные и отрицательные стороны их школьной жизни, достижения и успехи, возникающие трудности и помогает находить правильные решения в сложных ситуациях.
В чем преимущества обучения по принципу «равный обучает равного»?
Обучение с использованием данного принципа:
- предоставляет молодым людям пространство для взаимодействия, общения;
- выявляет и развивает способность молодых людей к самопрезентации, эффективному общению, критическому мышлению, самоанализу, что будет полезным в их дальнейшей жизни;
- формирует навыки ответственного и безопасного поведения;
- помогает овладеть интерактивными методиками передачи информации.
Непринужденная атмосфера общения позволяет молодым людям быть более откровенными, открытыми, высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, обсуждать значимые проблемы, обмениваться опытом, вырабатывать и апробировать новые модели поведения.
Что дает подростку участие в программе подготовки волонтеров-инструкторов?
Волонтерская деятельность способствует:
- приобретению навыков ответственного и безопасного поведения, направленного на сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих;
- повышению компетентности в вопросах здорового образа жизни;
- активному использованию опыта;
- обострению чувства ответственности и собственной значимости, усилению желания приносить пользу;
- личностному росту и самопрезентации;
- формированию коммуникативных навыков и лидерских качеств;
- общению, новым знакомствам;
- росту самосознания молодых людей, развитию их способности к самоорганизации и самоуправлению, что важно для самостоятельной жизни в будущем,
а также расширяет круг интересов и помогает лучше понимать проблемы и трудности сверстников.
Дорогие родители, уважаемые союзники в воспитании и обучении ваших детей!
Ваше содействие участию вашего ребенка в реализации программ равного обучения будет способствовать формированию его активной жизненной позиции, повышению мотивации безопасного поведения и ответственности за свое здоровье.
Желаем крепкого здоровья, успехов вам и вашим детям!
Педагогам о принципе «Равный обучает равного»
«РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ РАВНОГО»
Сегодня довольно много усилий родителей, педагогов, медиков и общественных организаций направлено на пропаганду здорового образа жизни.
Часто приходится видеть скептическое выражение лица подростков, когда они узнают, что очередное мероприятие будет проведено «о вреде…». Практика показывает, что «скучные» с точки зрения подростков темы можно обсуждать не только интересно, но и эффективно.
На базе нашей школы реализуется проект «ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОДХОДА «РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ РАВНОГО» В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ».
Принцип «Равный обучает равного» следующий: молодые люди в возрасте13- 15 лет и старше в течение специально организованного тренинга получают достоверную информацию по проблеме (в настоящее время принцип равного обучения активно используется в программах профилактики ВИЧ-инфекции и употребления ПАВ, привычки и зависимость, человек в мире людей и др.).
Данный принцип довольно успешно применяется в молодежной среде, т.к. подростки склонны больше доверять информации, исходящей от равных себе по возрасту и являющихся носителями схожей субкультуры. Учитывая тот факт, что общение со сверстниками является ведущим видом деятельности подростков, становится понятно стремление подростков больше времени проводить именно со сверстниками.
Сущность равного обучения, или Что такое принцип «равный обучает равного»
Равное обучение - процесс, при котором подготовленные и мотивированные волонтеры (подростки, юноши и девушки) помогают своим сверстникам, а также людям с близким образовательным уровнем, социальным статусом или тем, кто имеет общие интересы и потребности, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, установки, направленные на здоровый образ жизни, сохранение репродуктивного здоровья, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение.
Сущность равного обучения раскрывается через основные понятия.
Принцип «равный обучает равного» (РОР) - принцип, который обеспечивает передачу достоверной социально значимой информации через доверительное общение «на равных» подготовленных волонтеров-инструкторов со сверстниками, происходящее в форме обучающих занятий, тренингов, акций, бесед, консультаций и т.д.
Сверстник -член определенной демографической группы, близкий другим членам группы по возрасту.
Равный- это человек, принадлежащий к определенной социальной группе, условно объединяемой на основе возраста, уровня образования, социального статуса, вероисповедания, вида деятельности и т.д.
Волонтеры-инструкторы- добровольцы из числа учащихся (14 - 18 лет), прошедшие специальную теоретическую и методическую подготовку по вопросам здорового образа жизни и культуры поведения на основе принципа «равный обучает равного», обучающие сверстников близкого образовательного уровня.
Волонтеры-инструкторы передают знания, способствуют формированию поведенческих установок, умений и навыков в области здорового образа жизни, нравственности у равных по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу молодых людей путем проведения мероприятий по принципу РОР.
Педагог-консультант-педагог, прошедший специальную теоретическую и методическую подготовку, осуществляющий подготовку и сопровождение деятельности волонтеров-инструкторов со сверстниками по принципу «равный обучает равного» в области здорового образа жизни и культуры поведения.
Предварительная подготовка и обучение педагога-консультанта проводится в учреждении дополнительного образования взрослых (Академия последипломного образования, региональный институт развития образования и др.) и / или в общественном объединении, имеющем право заниматься подобной деятельностью.
Педагог-консультант обучает, координирует действия волонтеров-инструкторов, сопровождает их в процессе практической работы, осуществляет информационно-методическую и организационную поддержку.
Теоретическую базу равного обучения составляют несколько основных теорий и подходов. Рассмотрим некоторые из них.
Социально-когнитивная теория (А. Бандура) утверждает, что люди учатся непосредственно на личном опыте, а также опосредованно, подражая поведению других людей, которые выступают для них в виде ролевой модели, примера, образца для подражания. Такими образцами для подростков, юношей и девушек являются равные им по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу и пользующиеся у них авторитетом молодые люди. Жизненные навыки подростков, юношей и девушек формируются в процессе практико-ориентированного обучения - как индивидуального, так и в группе сверстников. Эта теория, потверждая тот факт, что равное обучение должно основываться на ценностях и потребностях подростков, юношей и девушек, быть практико-ориентированным, предполагает эффективность обучения сверстников волонтерами-инструкторами.
Согласно теории обоснованного действия поведение человека обусловлено личностными субъективными установками, отношениями к тому или иному виду поведения и его последствиям, а также нормативными установками, принятыми в обществе и / или в социальном окружении человека. На подростков, юношей и девушек оказывают влияние субъективные оценки их поведения со стороны сверстников, а также нормы поведения, принятые в их социальном окружении. Равное обучение предоставляет участникам возможности для получения признания, одобрения со стороны сверстников. Личный пример, суждения волонтеров-инструкторов равного обучения могут послужить мотивацией для изменения поведения их сверстников.
В основу теории распространения инноваций положен принцип изменения поведения личности под воздействием общества, его ценностей и норм. Влиятельные лидеры общества выступают проводниками поведенческих изменений, трансформируют традиционные модели и стереотипы поведения. В отношении равного обучения эта теория предполагает, что волонтеры-инструкторы равного обучения должны пользоваться авторитетом и вызывать доверие у своих сверстников. Желательно также, чтобы волонтеры-инструкторы обладали лидерскими способностями и умениями, что даст им возможность в процессе неформального общения оказывать положительное влияние и вызывать позитивные изменения в поведении конкретной группы сверстников.
Теория обучения через участие предполагает, что участие личности в решении собственных проблем является необходимым условием изменения ее поведения. Равное обучение организуется таким образом, что его участники в процессе обсуждения личностных или групповых проблем сами принимают решения, находят способы преодоления трудностей.
Модель ИМПР (информация, мотивация, поведенческие навыки и ресурсы) основана на комплексном подходе к поведению, влияющему на здоровье человека. Эта модель включает четыре основных фактора, определяющие поведение личности: информация («что»),мотивация («почему»),поведенческие навыки («как»),ресурсы («где»). Если программа равного обучения не будет основана на комплексном подходе, то в ней будут отсутствовать важнейшие компоненты изменения поведения. Все слагаемые модели должны учитываться в процессе разработки и реализации программ равного обучения, ориентированных на здоровый образ жизни.
Модель «Убеждения, касающиеся здоровья»(Г. Хокбаум, С. Кегельс, И. Розенсток) исходит из следующего: чем сильнее желание человека избежать болезни или поправиться, чем больше его вера (убеждение) в то (том), что определенные действия и поведение помогут избежать, предупредить, вылечить заболевание, тем более вероятно, что человек будет действовать и поступать в соответствии со своей верой и убеждениями. Волонтер-инструктор равного обучения может сообщить своим сверстникам достоверную информацию в области здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и заболеваний, оказать им психологическую поддержку, а также помочь преодолеть заблуждения относительно их здоровья.
Согласно социально-экологической модели пропаганды здоровья равное обучение является частью системы пропаганды здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья людей. Равное обучение может быть эффективным средством изменения мотивации, установок, поведения как на личностном уровне, так и на уровне межличностных отношений. Вместе с тем оно носит дополняющий характер и должно проводиться одновременно с другими мероприятиями, направленными на изменение факторов (социальных, культурных, экономических и т.д.), обусловливающих вредные привычки, рискованное и асоциальное поведение подростков, юношей и девушек .
Таким образом, теоретические положения и подходы, положенные в основу равного обучения, подтверждают его широкие возможности в сфере обучения, формирования жизненных умений и навыков, изменения установок, ориентаций, поведения подростков, юношества. Равное обучение в значительной степени повышает эффективность существующих образовательных программ и методик в области здорового образа жизни, сохранения здоровья, формирования безопасного и ответственного поведения у подрастающего поколения.
Равное обучение осуществляется в процессе специально организованных мероприятий или неформального общения подростков, юношества. Оно может проводиться в группах или индивидуально в различных условиях: в учреждениях образования, в других государственных учреждениях и организациях, работающих с детьми и молодежью, а также с детскими и молодежными объединениями.
Основные преимущества реализуемых программ равного обучения заключаются в следующем:
- социальная значимость программ равного обучения, участие в которых способствует формированию у подрастающего поколения мотивации, знаний, умений и навыков здорового образа жизни, содействует профилактике социально опасного поведения, вредных привычек, заболеваний;
- равное обучение носит дополняющий характер и может осуществляться при освоении обучающимися воспитательных программ, реализуемых в учреждениях образования;
- обучение по принципу РОР может выступать альтернативой традиционному подходу, когда педагог просто транслирует информацию, а учащиеся являются пассивными слушателями;
- равное обучение ориентировано на ценности, интересы и потребности подростков, юношей и девушек;
- научная обоснованность равного обучения доказывает, что подростки, юноши и девушки могут в рамках специальных занятий передать сверстникам необходимую достоверную информацию, соответствующую их потребностям и интересам;
- в основу равного обучения положены концепции свободного выбора, ответственности, сотрудничества участников (равных по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу и т.д.);
- равное обучение создает условия для самостоятельной деятельности
подростков и юношества, в том числе их самостоятельности в процессе принятия управленческих решений, организации деятельности, способствующей их самобразованию, саморазвитию, самореализации;
- равное обучение обусловлено психологическими особенностями подросткового и юношеского возраста, а именно значимостью для подростков, юношей и девушек общения со сверстниками, которые хорошо знают и понимают их интересы, потребности, стремления и страхи;
- равное обучение предполагает способность сверстников к взаимопониманию на основе общности ценностных ориентиров, установоки жизненного опыта;
- равное обучение предусматривает влияние авторитета и опыта сверстников на личностное развитие подростков, юношей и девушек, так как именно со сверстниками они обсужают многие «горячие»вопросы, включая взаимоотношения полов и репродуктивное здоровье;
- программы равного обучения отличаются практической ориентированностью;
- участие в программах равного обучения предоставляет широкие возможности для развития лидерских, коммуникативных способностей, умений и навыков подростков, юношей и девушек;
- программы, методы и формы равного обучения имеют экономическую значимость: не требуя больших материальных затрат, они приносят экономические выгоды (например, снижают расходы на здравоохранение).
I. Подростки, юноши и девушки участвуют во всех этапах разработки и реализации программ равного обучения. Это условие подразумевает, что они вовлекаются в работу по всем аспектам программы: это и целеполагание, и определение содержания, и планирование, и выбор средств, методов и форм, а также реализация, мониторинг и оценка эффективности. При этом подростки, юноши и девушки признаются в качестве равных и основных субъектов взаимодействия.
II. Педагог понимает и принимает ценности субкультуры подростков, юношества. Согласно этому принципу ценности подростковой, юношеской субкультуры, нравственная позиция педагога по отношению к участникам в процессе равного обучения рассматриваются как основные приоритеты. Педагог должен признавать интересы и потребности подростков, юношей и девушек (значимость общения со сверстниками, любви, романтики, игры, поиска смысла жизни и т.д.), проявлять уважение к правам большинства и меньшинства, а также мнению каждого участника.
III. Планирование и реализация программ равного обучения осуществляется с учетом гендерных особенностей подростков, юношей и девушек. Программа, методики и конкретные мероприятия равного обучения исходят из интересов всех участников и предоставляют юношам и девушкам равные возможности для участия, самореализации и взаимодействия с акцентом на понимание специфики гендерных взаимоотношений.
IV. Равное обучение обеспечивает отсутствие дискриминации по половому признаку. В процессе привлечения и подготовки волонтеров-инструкторов, а также их практической работы со сверстниками не допускается никакого ограничения в правах независимо от половой принадлежности.
V. Программа равного обучения разрабатывается с учетом возрастных особенностей подростков, юношества. Цели, содержание, средства, методы и формы равного обучения должны соответствовать возрастным особенностям, интересам и потребностям молодых людей.
VI. Любая деятельность в рамках программы равного обучения осуществляется в соответствии с нормами морального кодекса равного обучения. В процессе разработки и реализации программы и методик равного обучения необходимо учитывать определенные нравственные требования, убеждения, которые в совокупности и составляют моральный кодекс. К ним относятся:
- уважение, реализация и защита прав человека;
- учет социокультурных особенностей конкретного сообщества;
- толерантность и разнообразие мнений участников равного обучения независимо от социального статуса, возраста, вероисповедания и т.д.;
- гендерное равенство и справедливость;
- защита личной чести и достоинства, конфиденциальность;
- признание и защита ценностей, интересов и потребностей личности;
- профилактика личностных проблем и конфликтов межличностного взаимодействия;
- обеспечение своевременной, достоверной, точной и доступной информацией, которую волонтеры-инструкторы могут передать сверстникам;
- учет личностных проблем, недостатков, особенностей волонтеров-инструкторов, которые могут повлиять на сверстников;
- демократический стиль взаимодействия волонтеров-инструкторов со сверстниками (самостоятельное принятие решений, самоуправление, отсутствие давления, открытость и доступность информации и ресурсов, проведение дискуссий, дебатов, голосования, предложение компромисса и т.д.)
Для осуществления эффективной деятельности по организации и проведению равного обучения педагог-консультант должен обладать определенными теоретическими и методическими знаниями и умениями, в частности:
знанием:
- основных принципов, ценностей, стандартов, теоретических положений равного обучения;
- содержания, средств, методов, форм равного обучения;
- медицинских и социокультурных основ здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, вредных привычек, рискованного поведения;
- психологических особенностей развития личности в подростковом, юношеском возрасте;
- социально-психологических основ межличностного и группового взаимодействия;
- содержания, средств, методов и форм подготовки и педагогического сопровождения волонтеров-инструкторов;
умениями в области:
- моделирования и проектирования программ равного обучения с учетом возрастных особенностей, ценностей, интересов, потребностей подростков, юношей и девушек, а также конкретных социально-педагогических условий учреждения образования;
- применения основных методов, форм равного обучения в процессе взаимодействия с подростками, юношами и девушками;
- конструктивного взаимодействия в группе;
- использования основных методов, форм подготовки и педагогического сопровождения работы волонтеров-инструкторов;
- осуществления мониторинга и оценки эффективности процесса равного обучения в учреждении образования, с применением соответствующих методов исследования, диагностических методик;
- коммуникации, организаторской деятельности.
Наряду со многими преимуществами равного обучения необходимо отметить возможные трудности и проблемы:
- сложность в достижении устойчивости процесса равного обучения (смена
волонтеров-инструкторов, различный уровень их подготовки, практического опыта, возможный недостаток времени, ресурсов и др.);
- погрешности в оценке эффективности обучения по принципу РОР (уровень и качество знаний, умений и навыков подростков, юношей и девушек, степень их применения на практике, мотивации и т.д.), так как результаты равного обучения могут проявиться спустя несколько лет;
- возможность негативного воздействия на сверстников со стороны недостаточно мотивированных и подготовленных волонтеров-инструкторов (они могут передавать неточную, недостоверную информацию, подавать негативный пример, злоупотреблять положением, вызывать конфликты в группах и пр.);
- отсутствие поддержки со стороны администрации учреждения образования, которая может быть не заинтересована в эффективной реализации равного обучения;
- незаинтересованность педагога-консультанта, который организует равное обучение по распоряжению руководителя учреждения образования, только потому, что это вменено ему в обязанность;
- авторитарный стиль деятельности педагога-консультанта и / или волонтеров-инструкторов, подавляющий инициативу, самодеятельность участников равного обучения;
- формализм, ориентация педагогов-консультантов и волонтеров-инструкторов на количество, а не на качество проводимых мероприятий;
- недостаточная поддержка деятельности педагога-консультанта, волонтеров-инструкторов (из-за незнания, непонимания, незаинтересованности) педагогическим коллективом учреждения образования, родительской общественностью.
Несмотря на вышеназванные трудности, организация процесса равного обучения в учреждении образования может в значительной степени повысить эффективность образовательной деятельности в области здорового образа жизни и формирования культуры поведения подростков, юношества.
раскрыть » / « свернуть