Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Организация питания

«Школьное питание –это залог здоровья подрастающего поколения» 

 Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к  улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая,что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровье -сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов

Несбалансированное питание служит   одной из причин развития у подростков хронических заболеваний (ведущие места занимают болезни костно-мышечной системы, глаз, органов пищеварения).

Школьники должны иметь возможность ежедневно получать все необходимые растущему организму микроэлементы и вещества. Для нормальной жизнедеятельности школьнику необходим 4-5-разовый приём пищи в течение суток, при этом интервал между приёмами не должен превышать 3,5-4 часа. В течение учебного дня школьнику нужно получить до 55-60% суточной калорийности рациона. Поэтому ребёнку в школе необходимо полноценное горячее питание (завтрак, обед). Замена горячей пищи буфетной продукцией ведёт к резкому снижению поступления в организм важных питательных веществ (белков, витаминов и микроэлементов). Особенно велика потребность школьников в продуктах, содержащих животный белок. При умственной нагрузке потребность в животном белке увеличивается. При дефиците белка могут возникать переутомление, снижение работоспособности, ухудшение успеваемости. Поэтому ежедневно ребёнку необходимы блюда из мяса или рыбы, молоко и молочные продукты. Такие продукты, как яйца, сыр, творог, школьник обязательно должен получить не реже 2-3 раз в неделю. Продукты, богатые животным белком, следует употреблять в первую половину дня, что учитывается при составлении меню школьных завтраков и обедов. При учебных нагрузках возрастает потребность в витаминах и микроэлементах, дефицит которых ведёт к нарушениям процесса роста, снижению памяти и внимания, риску заболеваемости детей. В питании школьников необходимо широко применять овощи, фрукты, натуральные соки.

Поскольку дети во всем копируют своих родителей - в отношении к миру и людям, в манере разговаривать и одеваться, в своих привычках и вкусовых пристрастиях, родителям нужно задуматься и о собственной культуре питания. А так как современный родитель давно полюбил западные блюда, пристрастился к суши, пастам, пиццам, полуфабрикатам и газированным напиткам, то же самое оказывается и в тарелке у детей. Однако такие гастрономические пристрастия могут привести к самым плачевным последствиям.

      Фаст-фуд, пицца, жирное мясо, бутерброды, полуфабрикаты, майонез и кетчуп, сосиски и салаты из магазина - если ребенка дома кормят только этим, то о существовании какой-либо другой еды он никогда и не узнает, и даже самый правильный, вкусный и здоровый бабушкин борщ покажется ему невкусным. Что уж говорить о кашах, овощных салатах, домашних котлетах - ну какой в них вкус? Какая от них радость? Они явно бледнеют и проигрывают на фоне магазинных и ресторанных покупных «вкусняшек», к которым быстро и легко привыкают дети. В результате формируются неправильные пищевые привычки, с которых и начинаются гастриты, язвы, ожирение, ослабление иммунитета и другие «прелести» жизни.

А детям нужно сбалансированное питание, маложирные, нежареные, желательно тушеные и отварные блюда. На завтрак - каша или творог. Причем не перетертый с сахаром и ароматизаторами, а нормальный, кисленький, со сметаной. Но сколько детей вы знаете, которые это любят? Чтобы дети любили полезную пищу, нужно, чтобы ее ели и любили родители. Никогда ребенок не будет есть отварную свеклу, если мама дает ему отварную свеклу, а для взрослых подает оливье. Родители должны приучать себя к правильному питанию и быть примером для своих детей. Стоит лишь перестать экономить на своем здоровье и здоровье ребенка, хотя бы частично отказаться от «западной модели питания» и вспомнить, чем вас кормили в детстве. Вспомните русскую пословицу «Щи да каша - пища наша». Именно супы и каши лежат в основе русской культуры питания, не зря испокон веков были эти блюда, значит, это свойственно русской природе, значит, они полезны для русских людей. В традиционной русской кухне почти нет жареных блюд - исключение только блины и несколько видов жареных пирогов. А так все печеное и тушеное, а это значительно менее вредные продукты, чем жареные, потому что готовятся без дикого количества масла.

Очень важно, чтобы у ребенка был полноценный завтрак, чтобы он плотно обедал в школе, чтобы около пяти часов у него был полдник, а за несколько часов до сна - ужин.

Завтрак - это первый прием пищи за день, самый важный и основной. Об этом говорят и диетологи, и врачи. За день ребенок тратит много энергии, поэтому ему нужно зарядиться с самого утра. На завтрак не нужно готовить каких-либо изысков и необычных продуктов. Вполне подойдут блюда из яиц (омлет с овощами, вареные яйца с зеленью, яичница-глазунья), из творога (запеканка, сырники, творог со сметаной, вареники) и любые каши, которые могут стать чуть ли не панацеей от многих болезней. Например, гречневая способствует заживлению язв желудочно-кишечного тракта и крайне полезна при ожирении и запорах. Кукурузная каша хорошо успокаивает раздраженный кишечник. Манная каша укрепляет кости, к тому же в ней много белков, витаминов и минеральных веществ. Рисовая каша очень полезна при заболеваниях органов пищеварения, особенно при расстройстве желудка. Овсянка способствует нормализации обмена веществ, выводит шлаки. Эта каша очень полезна для нервной системы. Ребенку можно каждый день готовить новую кашу, ведь есть еще и пшеничная, пшенная, чечевичная и ячневая каши - все они очень полезны и приготовление любой каши не занимает много времени. Кроме этого, любую кашу можно подсластить и сделать ее вкус более интересным, добавив молоко, варенье, сок, йогурт или фрукты. Именно каши лежат в основании пирамиды здорового питания. Все каши богаты сложными углеводами, которые нормализуют перистальтику кишечника. Сложные углеводы медленно расщепляются в кишечнике, и в результате они долго поддерживают норм уровень сахара и чувство сытости. Если ребенок с утра съест кашу, его мозг будет обеспечен энергией и глюкозой. В отличие от хлопьев или мюсли, которые заливаются обычно водой или соками промышленного производства. Дело в том, что хлопья и мюсли и другая, такая же продукция, содержат простые углеводы, они быстро расщепляются в кишечнике, провоцируя быстрый скачок сахара. Таким образом, они только усиливают аппетит и ребенок, приходя в школу, быстро становится голодным. Кроме этого, сухие завтраки обычно обогащаются витаминами, которые блокируют усвоение другу друга. А каждая крупа содержит свой витамин, пусть и в небольшом количестве, но он точно усваивается и хорошо действует.

Обед - это вторая самая важная трапеза в день. Лучше супа на обед может быть только суп. Для ребенка полезно отварное, мягкое и нежирное, мясо. Также в пользу супа говорит обилие овощей, которых в идеале должно быть около пяти видов, и тот факт, что это диетическое и полезное для желудка блюдо. При этом любая еда должны быть не только свежеприготовленной, но и горячей. Тепло - это всегда дополнительный источник энергии, и не важно, откуда оно поступает. А зимой горячая еда - это помощь организму в самообогреве. В школе на обед детям могут предложить куриный суп, в качестве второго блюда это может быть сардельки или сосиски с гарниром (каши, пюре), гуляш с гарниром или рыбные блюда, приготовленные на пару. Обязательно к основному блюда подают салат из овощей, чаще всего это свежая капуста, огурцы, морковь, и, конечно же, детям предлагают запить сытный обед чаем, компотом или кефиром. Такое меню поможет ребенку сохранить энергию для второй половины учебного дня. Ужинать ребенок должен между семью и восемью часами вечера. Вечером не рекомендуется давать ребенку тяжелую пищу. Еда должна быть легкой, быстроусвояемой. Лучше всего подойдут рыба, птица и, конечно, овощи в самых разнообразных видах.

Таким образом, можно сделать вывод, что горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения.

         Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации в современной жизни.

Следует, однако, помнить, что даже прекрасно организованное питание в школе не даст хорошего результата, если в семье на питание ребенка не обращают внимания.

Нормативные документы

ОРГАНИЗАЦИЯ

БЕСПЛАТНОГО ПИТАНИЯ

Порядок предоставления бесплатного питания

 

Организация бесплатного питания осуществляется в соответствии с требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694 «Об организации питания обучающихся».
Бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обеспечиваются учащиеся учреждений общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.

   

       1. Одно-, двух- или трехразовым питанием в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования обеспечиваются учащиеся:

  • из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты за два последних квартала);
  • из семей, имеющих трех и более детей на иждивении и воспитании;
  • дети-инвалиды, обучающиеся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах.
  1. Одноразовым питанием обеспечиваются учащиеся:
  • 1–4 классов;
  • 5–11 классов, проживающие в сельских населенных пунктах;
  • из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы;
  • из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия;
  • из семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
  • из семей работников, обслуживавших действующие воинские контингенты в Афганистане или в других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;
  • с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания;
  • специализированных по спорту классов;
  • находящимся в социально опасном положении.

Для получения бесплатного питания законные представители учащихся до 31 августа подают заявление руководителю учреждения образования.
       К заявлению прилагаются:

I. Малообеспеченные семьи

  • Справка о месте жительства и составе семьи
  • Справка о доходах каждого члена семьи за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления
  • Справка Ф-2 (для одиноких матерей)

При определении среднедушевого дохода семьи учащегося в составе семьи учитываются: мать и отец, дети, не достигшие 18 лет, дети в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования, а также инвалиды с детства 1 и 2 группы, получающие социальные пенсии.

  

II. Семьи, имеющие трёх и более детей на иждивении и воспитании

  • Копия удостоверения многодетной семьи
  1.  Дети — инвалиды
  • Копия удостоверения инвалида или заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении инвалидности

IV. Семьи, в которых один из родителей является инвалидом 1, 2 группы

  • Копия удостоверения инвалида

V. Дети, находящиеся в социально опасном положении

  • Решение координационного совета о признании ребенка находящимся в социально опасном положении

VI. Учащиеся, проживающие в сельских населенных пунктах

  • Справка о месте жительства

Ответственность за достоверность сведений и документов, предоставленных для освобождения от платы за питание, несут законные представители учащихся.
Бесплатное питание учащимся предоставляется на основании решения комиссии, которая создается приказом руководителя учреждения образования на учебный год.
Решение о предоставлении бесплатного питания по заявлениям, поданным до 31 августа, принимается комиссией в течение пяти дней после истечения указанного срока подачи заявлений.

В случае обращения за предоставлением бесплатного питания после 31 августа комиссия принимает решение о его предоставлении в течение пяти дней со дня подачи соответствующего заявления. При этом бесплатное питание предоставляется со дня принятия комиссией такого решения.

 

Дежурство учащихся по столовой

на 2-ю четверть

2023/2024 учебного года

 

Дата

Класс

Классный руководитель

08.11 – 10.11

 

10

Москаленко Т.И.

13.11 – 17.11

 

9

Киверина Д.Н.

20.11 – 24.11

 

Ивашкевич С.С.

27.11 – 01.12

 

11

Таращук А.Н.

04.12 – 08.12

 

10

Москаленко Т.И.

11.12 – 15.12

 

9

Киверина Д.Н.

18.12 – 22.12

 

Ивашкевич С.С.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник отдела по образованию Глусского райисполкома

                                                                                                                                                 _______________А.А.Левченко

                                                    

      ПРИМЕРНЫЙ ДЕСЯТИДНЕВНЫЙ РАЦИОН ПИТАНИЯ

 для обучающихся на ЛЕТНЕ-ОСЕННИЙ ПЕРИОД2023-2024 учебный год(6-10лет)              Первая неделя                                      

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Завтрак

Завтрак

Завтрак

Завтрак

Завтрак

Макароны с сыром – 120/12

Яйца вареные – 52

Печенье – 20

Чай с сахаром - 150

Каша вязкая «Артековская» - 150

Колбаса отварная – 40

Бутерброд с сыром - 40

Кофейный напиток с молоком – 130

Блины «Шоколадный вулкан» - 70/20

Какао «Чебурашка» - 150

Яблоки - 200

Каша «Дружба» – 150

Хлеб пшеничный - 20

Мармелад - 20

Чай с сахаром - 150

Запеканка из творога «Зебра» с повидлом– 130/18

Кофейный напиток с молоком – 150

 

Обед

Обед

Обед

Обед

Обед

Огурец консерв. – 50

Суп картофельный с горохом (масло сл.) – 250

Оладьи из птицы «Курочка Ряба» - 90

Картофельные дольки запеченные – 150

Компот из свежих плодов – 200

Хлеб ржаной - 30

Хлеб пшеничный - 20

Аскорбиновая кислота - 50

Салат из морской (сушеной) и белокочанной капусты – 30

Салат из капусты с маслом растительным - 30

Борщ с картофелем (со сметаной) – 250/10

Мясо тушеное «Вкусное»–

50/25

Спагетти отварные - 150

Нектар - 200

Хлеб ржаной - 30

Хлеб пшеничный - 20

Аскорбиновая кислота - 50

Рассольник «Школьный» (со сметаной) – 250/10

Рыба жареная -90

Картофель отварной – 100

Свекла, тушенная в сметане – 150

Компот из свежих плодов – 200

Хлеб ржаной - 30

Хлеб пшеничный - 20

Аскорбиновая кислота - 50

Салат из свеклы с маслом растительным - 60

Затирка с молоком – 250

Запеканка картофельная по-деревенски (с маслом слив) – 200/7

Кисель из сока - 200

Хлеб ржаной – 30

Хлеб пшеничный - 20

Аскорбиновая кислота - 50

Суп картофельный с рыбой (масло сливочное) – 250

Биточки белорусские – 90

Капуста тушеная диетическая - 160

Компот из свежих плодов – 200

Хлеб ржаной - 30

Хлеб пшеничный - 20

Аскорбиновая кислота - 50

Полдник

Полдник

Полдник

Полдник

Полдник

Пирожки печеные с повидлом - 75

Молоко кипяченое - 200

Груши - 200

Пицца «Школьная с сыром» - 100

Компот из св.плодов - 200

Зефир – 40

Бутерброд с сыром - 40

Чай с лимоном – 200/7

Пирог «Смак» – 100

Кефир - 200

Апельсины – 200

 

Булочка - 100

Сок - 200

Груши - 150

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Завтрак

Завтрак

Завтрак

Завтрак

Завтрак

Каша жидкая молочная манная – 150

Яйца вареные – 52

Зефир - 20

Чай с сахаром - 150

 

Омлет с сыром - 120

Бутерброд с маслом – 35

Колбаса отварная – 40

Хлеб пшеничный - 20

Кофейный напиток с молоком - 150

Запеканка творожная «День-ночь» - 120/40

Чай с лимоном (по акту)– 200/7

Яблоки - 200

Помидоры св - 50

Каша вязкая из хлопьев овсяных – 150

Биточки «Улыбка» - 75

Чай с сахаром - 130

Зефир - 20

Каша вязкая рисовая – 150

Оладьи из печени - 50

Сыр порционно – 30

Хлеб пшеничный - 20

Мармелад – 20

Чай с лимоном – 200/7

Обед

Обед

Обед

Обед

Обед

Огурец свежий - 70

Щи из св.капусты (со сметаной) – 250/10

Плов из птицы – 75/125

Нектар - 200

Хлеб ржаной - 30

Хлеб пшеничный - 20

Аскорбиновая кислота - 50

Салат «Зорачка» - 30

Салат «Бодрость» - 30

Суп овощной – 250

Бифштекс «Звычайны» - 90

Пюре картофельное с морковью - 150

Компот из изюма - 200

Хлеб ржаной - 30

Хлеб пшеничный - 20

Аскорбиновая кислота - 50

Помидоры свежие - 50

Суп молочный с крупой гречневой - 250

Картофель тушеный   - 150

Колбаски мясные с сыром - 90

Компот из свежих плодов –

200

Хлеб ржаной - 30

Хлеб пшеничный - 20

Аскорбиновая кислота - 50

Салат «Сударушка» – 40

Салат «Шахтерский» - 30

Борщ с фасолью и картофелем (масло сливочное) (со сметаной) – 250/10

Рыбка «Золотистая» - 90

Пюре картофельное - 150

Компот из смеси сухофруктов - 150

Хлеб ржаной - 30

Хлеб пшеничный - 20

Аскорбиновая кислота - 50

Салат из капусты с зеленым горошком- 40

Салат из капусты с маслом растительным - 30

Суп карт.с макаронными изделиями – 250

Митболы «Смак» - 90

Соус красный основной – 40

Соус томатный «Сказка» - 40

Каша рассыпчатая перловая - 150

Сок - 200

Хлеб ржаной – 30

Хлеб пшеничный - 20

Аскорбиновая кислота - 50

Полдник

Полдник

Полдник

Полдник

Полдник

Булочка «Витьба» - 100

Компот из свежих

плодов - 200

Булочка - 100

Йогурт – 200

Яблоки - 200

 

Ватрушки с повидлом - 75

Сок – 200

 

Манник «Полосатик»- 150

Напиток лимонный - 200

 

Пудинг творожно-яблочный - 150

Компот из свежих

плодов - 200

 

      ПРИМЕРНЫЙ ДЕСЯТИДНЕВНЫЙ РАЦИОН ПИТАНИЯ

     для обучающихся на ЛЕТНЕ-ОСЕННИЙ ПЕРИОД2023-2024 учебный год(11-18лет)              Первая неделя                                      

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Обед

Обед

Обед

Обед

Обед

Огурец консерв. – 50

Суп картофельный с горохом (масло сл.) – 250

Оладьи из птицы «Курочка Ряба» - 90

Картофельные дольки запеченные – 150

Компот из свежих плодов – 200

Хлеб ржаной - 50

Хлеб пшеничный - 30

Аскорбиновая кислота - 70

Салат из морской (сушеной) и белокочанной капусты – 30

Салат из капусты с маслом растительным - 30

Борщ с картофелем (со сметаной) – 250/10

Мясо тушеное «Вкусное» – 50/25

Спагетти отварные - 180

Нектар - 200

Хлеб ржаной - 50

Хлеб пшеничный - 30

Аскорбиновая кислота - 70

Рассольник «Школьный» (со сметаной) – 250/10

Рыба жареная -75

Картофель отварной – 100

Свекла, тушенная в сметане – 150

Компот из свежих плодов – 200

Хлеб ржаной - 50

Хлеб пшеничный - 30

Аскорбиновая кислота - 70

Салат из свеклы с маслом растительным - 60

Затирка с молоком – 250

Запеканка картофельная по-деревенски (с маслом слив) – 200/7

Кисель из сока - 200

Хлеб ржаной – 50

Хлеб пшеничный - 30

Аскорбиновая кислота - 70

Суп картофельный с рыбой (масло сливочное) – 250

Биточки белорусские – 90

Капуста тушеная диетическая - 160

Компот из свежих плодов – 200

Хлеб ржаной - 50

Хлеб пшеничный - 30

Аскорбиновая кислота - 70

Полдник

Полдник

Полдник

Полдник

Полдник

Пирожки печеные с повидлом - 75

Молоко кипяченое - 200

Груши - 200

Пицца «Школьная с сыром» - 100

Компот из св.плодов - 200

Зефир – 40

Колбаса отварная - 50

Бутерброд с сыром - 40

Чай с лимоном – 200/7

Пирог «Смак» – 100

Кефир - 200

Апельсины – 200

 

Булочка - 100

Напиток лимонный – 200

 

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Обед

Обед

Обед

Обед

Обед

Огурец свежий - 50

Щи из св.капусты (со сметаной) – 250/10

Плов из птицы – 75/125

Нектар - 200

Хлеб ржаной - 50

Хлеб пшеничный - 30

Аскорбиновая кислота - 70

Салат «Зорачка» - 30

Салат «Бодрость» - 30

Суп овощной – 250

Бифштекс «Звычайны» - 90

Пюре картофельное с морковью - 130

Компот из изюма - 150

Хлеб ржаной - 50

Хлеб пшеничный - 30

Аскорбиновая кислота - 70

Помидоры свежие - 50

Суп молочный с крупой гречневой - 250

Картофель тушеный   - 130

Колбаски мясные с сыром - 90

Компот из свежих плодов –

200

Хлеб ржаной - 50

Хлеб пшеничный - 30

Аскорбиновая кислота - 70

Салат «Сударушка» – 40

Салат «Шахтерский» - 30

Борщ с фасолью и картофелем (масло сливочное) (со сметаной) – 250/10

Рыбка «Золотистая» - 90

Пюре картофельное - 130

Компот из смеси сухофруктов - 150

Хлеб ржаной - 50

Хлеб пшеничный - 30

Аскорбиновая кислота - 70

Салат из капусты с зеленым горошком- 40

Салат из капусты с маслом растительным - 30

Суп карт.с макаронными изделиями – 250

Митболы «Смак» - 90

Соус красный основной – 40

Соус томатный «Сказка» - 40

Каша рассыпчатая перловая - 180

Сок - 200

Хлеб ржаной – 50

Хлеб пшеничный - 30

Аскорбиновая кислота - 70

Полдник

Полдник

Полдник

Полдник

Полдник

Булочка «Витьба» - 50

Компот из свежих

плодов - 200

Булочка - 100

Йогурт – 200

Яблоки - 200

 

Ватрушки с повидлом - 75

Молоко кипяченое – 200

Груши - 200

Манник «Полосатик»- 150

Напиток лимонный - 200

 

Пудинг творожно-яблочный - 200

Компот из свежих

плодов - 200

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                

Главный государственный

санитарный врач Глусского района                                                                                                      

_________________ Д.И.Тимченко

 

      

   ПОЛЬЗА ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ

 «Чем проще пища, тем она приятнее – не приедается,

тем здоровее и тем всегда и везде доступнее.»

 Л.Н. ТОЛСТОЙ

 Здоровое питание - здоровый ребенок. А здоровый ребенок в семье это самое важное для родителей. Здоровье ребенка в первую очередь основывается на выдержке его родителей и желании понять ребенка. Одним из важных составляющих благополучного развития ребенка является здоровое питание. Питание может помочь предупредить возникновение болезни или же наоборот ускорить ее появление. Поэтому в вопросах питания ребенка родители должны проявить максимум внимательности и настороженности.

У детей в период школьного и подросткового возраста формируется половое развитие, они быстро растут, прибавляя в весе и мышечной силе. Занятия спортом и физическим трудом ведут к резкому возрастанию энерготрат. Нервная система детей этого возраста находится в состоянии значительного напряжения под влияния интенсивной познавательной информации, сложности школьного обучения. Вот почему так важно обеспечить школьников и подростков полноценной пищей, правильно организовать режим питания.

Желательно включать в рацион сливочное диетическое масло, сметану. Мясо, молоко, молочные продукты, овощи, фрукты, хлеб школьники должны получать ежедневно. Утром можно дать закуску (салат или сыр, колбасу), затем мясное или рыбное блюдо с гарниром или кашу, творожные или яичные блюда, чай, молоко, кофе, хлеб с маслом. На обед – салат или винегрет, суп, мясо или рыбу с гарниром, компот или сок. В полдник – молоко, кефир.

         

Один известный автор сказал, что детей нужно питать так же, как и взрослых, только лучше. Эти слова как нельзя лучше характеризуют правильный подход к питанию школьников. Рациональное питание любого человека предполагает баланс количества, качества и своевременности, то есть продукты, употребляемые в пищу, должны наиболее полно и своевременно обеспечивать организм необходимыми аминокислотами и микроэлементами для его нормальной жизнедеятельности. Для ребёнка это особенно важно!

  В системе питания человека крайне важное значение имеет горячее питание . Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал,что учащиеся, не потребляющие во время учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного аппарата. Словом, всё больше фактов говорит в пользу обязательного горячего питания для всех школьников во время их пребывания в школе. Еще не так давно статистика показывала, что школьники, особенно старшеклассники предпочитают не качественную еду, а чипсы, бутерброды, кока-колу, всевозможные рекламируемые сухарики. К счастью тенденция стала меняться  и все больше старшеклассников склоняются к тому, что при большой нагрузке в школе необходимо горячее питание.

«И кому же в ум пойдет

на желудок петь голодный!»

(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»)

Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. 

Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.

Современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо.

Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыры и кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также  помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать  не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее двух литров жидкости, но не газированной воды,  а фруктовых или овощных соков. Питание школьника должно быть сбалансированным. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет:

„Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть“.

 Никто ещё не оспорил Сократа, но и не следуют его кредо немногие. Ведь еда —наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает эндорфины — особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающиенастроение. На страже здоровья, стоит режим питания. Режим питания необходимо соблюдать всем: и взрослым и детям. Особенно это важно для  растущего детского организма.

Каждый ребёнок должен получать горячее питание. Разумный режим обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно- кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена  веществ, а в результате прекрасное самочувствие.

  

Уважаемые родители! Будьте внимательны к здоровью своих детей.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 Как правильно питаться

Правильное питание предполагает два важнейших принципа: разнообразие и умеренность. Разнообразие необходимо, т.к. ни один продукт не дает всех  питательных веществ, которые нужны для поддержания хорошего здоровья.  Умеренность помогает поддерживать идеальный вес.

Вы можете  в семье:

1. Научить  ребенка различать полезную и не очень полезную пищу, предоставьте ему хотя бы раз в день самому выбирать полезные для здоровья  продукты. Для контроля и самооценки можно дома нарисовать плакат, где на зеленом фоне ребенок будет рисовать, писать или наклеивать изображения тех продуктов питания, которые полезны, а на красном фоне – наоборот.  Такая игра в течение 1-2 недель поможет ребенку осмыслить основы здорового питания.

 2. Научить ребенка спокойно относиться к сладостям, есть их в меру, заменяя по возможности сладкими фруктами и овощами.

 3. Не злоупотреблять газированными напитками типа «Кока-колы», «Фанты» и т.д

 4. Проконтролировать, как ребенок усвоил основные правила поведения за столом.

 5. Научить детей в дальнейшем поощрять умение правильно вести себя за столом, пользоваться ножом и вилкой.

 

10 правил хорошего питания

1. Перед едой тщательно мойте руки с мылом.

2. Завтрак должен быть более обильным, чем ужин, ведь утром расходуется гораздо больше энергии, чем вечером.

3. При жевании рот должен быть закрыт, чтобы не заглатывать воздух – это вредно для желудка.

4. Тщательно пережевывайте пищу – это поможет не только насладиться вкусом блюда, но и лучше переваривать еду.

5. Употребляйте больше сырых фруктов и овощей, в них содержится много клетчатки, которая помогает кишечнику избавиться от шлаков.

6. Употребляйте пищу в спокойной атмосфере. Улыбайтесь и говорите о приятном – пища будет лучше перевариваться.

7. После еды не занимайтесь физической нагрузкой: кровь нужна желудку и не может пока помогать мышцам.

8. После еды не забудьте почистить зубы, чтобы они были красивыми и здоровыми.

9. Вода очень важна для функционирования организма (буквально каждый процесс, происходящий в теле, зависит от воды), поэтому выпивайте 2 литра жидкости в день. Но лучше пить ее до приема пищи.

10. Желудок тоже должен отдыхать, поэтому между приемами пищи должно проходить несколько часов (от 3 до 4 часов).

10 наиболее распространенных ошибок в нашем питании

1. Часто переедаем

2. Едим слишком много жирной пищи

3. Неправильно подбираем продукты: мало – овощей, фруктов, рыбы, нежирных (низкожирных) молочных продуктов; много – хлеба.

Несколько слов о питательных веществах

Вода входит в состав всех жидкостей организма. Это среда, в которой протекают все жизненные процессы. Обезвоживание организма может привести к их нарушению.

Жиры и углеводы являются основным источником энергии и поэтому их называют энергетическими компонентами, а процесс энергетического обмена – сжиганием.

Жиры можно разделить на две группы: животного происхождения (сало, масло) и растительного (подсолнечное, оливковое, масло, маргарин).

Белок является одним из важнейших компонентов организма, носителем жизни. Он играет первостепенную роль как структурный элемент клеток и как функциональный компонент ферментов, некоторых гормонов и антител.

Приправы придают разнообразный вкус и аромат приготовленным блюдам и являются источником многих ценных компонентов, отсутствующих в некоторых продуктах. Это витамины, дубильные вещества, эфирные масла, микроэлементы и другие вещества, положительно влияющие на различные физиологические процессы в организме человека.

 

Обязан ли ребенок кушать в школе?

Кто решает, чем их кормить в столовой?


В целях сохранения здоровья детей и с учетом физиологических потребностей их в пищевых веществах и энергии Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами установлено, что учащиеся должны получать пищу через 3,5-4 часа. В этой связи родители (иные законные представители) и педагоги должны быть заинтересованы в том, чтобы в учреждении образования учащиеся получали горячий завтрак или обед, а посещающие группы продленного дня - двух(трех)разовое питание в зависимости от длительности пребывания. Горячее питание в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах осуществляется в соответствии с примерными двухнедельными рационами питания, которые разрабатываются субьектом хозяйствования, организующим питание учащихся, с учетом установленных норм питания, сезонности (летне-осеннее, зимне-весеннее), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, трудоемкости приготовления блюд. На основе примерных двухнедельных рационов питания составляются дневные рационы питания (меню), единые для учащихся, которым предусмотрено питание за счет бюджетных средств, а так же за счет средств родителей или иных законных представителей. По вопросам организации и качества питания, в том числе по составу рационов питания  и их стоимости, можно обращаться в совет по питанию, администрацию учреждения общего среднего образования, а также в организацию, осуществляющую общественное питание в данном учреждении образования.

 

Разделы сайта