Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КЛАССЕ.
(Количество учащихся в классе, из них -мальчиков имеются ли в классе новички, второгодники, переростки, общая характеристика класса по успеваемости и дисциплине, его место среди других классов школы. Классное руководство и отношение учащихся к классному руководителю.)
- СТРУКТУРА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА И ВНУТРИГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ.
(Лидерство, руководство, наличие изолированных, замкнутых и необщительных учеников, пути и методы вовлечения их в жизнь коллектива. Нормы, ценности группы, наличие традиций в коллективе. Критика и самокритика в коллективе.)
- ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ГРУППЕ.
(Степень организованности, спаянности и сплочённости классного коллектива. Формы взаимопомощи, взаимоотношения между мальчиками и девочками.)
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ.
(Внимание учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий, наличие учащихся с неустойчивым, рассеянным вниманием. Память учащихся, наличие учеников с ярко выраженным типом памяти (зрительным, слуховым, моторным, смешанным), а также учеников с плохой памятью, не владеющих способами запоминания учебного материала. Мышление, наличие сообразительных учеников, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, а также учеников с замедленным темпом мыслительной деятельности, индивидуальный подход к ним. Работоспособность коллектива, владеют ли ученики навыками самостоятельного умственного труда.)
- ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
(Наличие учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих, способность коллектива к творческому решению задач, потребность коллектива в творческой деятельности.)
- УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ КОЛЛЕКТИВА, УСВОЕНИЕ ИМ СОЦИАЛЬНОГО
ОПЫТА.
(Общая характеристика дисциплины в классе. Характер дисциплины на уроках и вне уроков. Крайне недисциплинированные учащиеся, формы проявления и причины их недисциплинированности.)
Проявление чуткости, внимательности, чести, долга и др. Какие существуют формы и методы воспитания этих чувств в классном коллективе.)
ВЫВОДЫ, ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ПРОГНОЗ, ЗАДАЧИ.
Классный руководитель______________________________________________ ____
Схема психолого- педагогической характеристики ученика
- Анамнестические данные об ученике.
Фамилия, имя, год рождения, в каком классе учится. Общее физическое развитие. Состояние здоровья. Характеристика социальной ситуации развития (условия жизни в семье, положение в классе, связи и отношения вне школы). Кризисные периоды в истории развития ученика.
- Характеристика учебной деятельности.
1.1. Характеристика успеваемости и отношения к учению.
1.2. Характеристика обучаемости ученика: обобщённость мыслительной деятельности, экономичность и самостоятельность мышления, гибкость мыслительных процессов (лёгкость или трудность приспособления к изменяющимся условиям задач), высокий уровень анализа и синтеза, темп усвоения.
1.3. Характер сочетания отношения к учению и обучаемости.
3.Характеристика отношения к труду и общественной деятельности.
3.1. Особенности отношения к труду. Любит ли трудиться и что именно его побуждает к труду.
3.2. Степень овладения трудовыми навыками и умениями, лёгкость их приобретения.
3.3. Организованность и дисциплинированность в труде.
3.4. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям?
3.5. Какие виды труда предпочитает?
3.6. Отношение к общественной жизни коллектива.
3.7. Проявление интереса к общественной жизни страны.
3.8. Как выполняет общественные поручения?
3.9. Общая характеристика дисциплинированности в труде и общественной работе
4. Направленность личности учащихся и специальные способности.
4.3. Интересы (перечислить интересы ученика, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, подробно охарактеризовать читательские интересы, любит ли читать и какую литературу предпочитает).
4.2. Проявляются ли ученика специальные способности к какой-либо деятельности
(сценические, музыкальные, к изобразительному искусству), в чём это выражается?
4.3. Идеалы и жизненные планы ученика. Профессиональная направленность.
5. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе.
5.1. Положение в коллективе (пользуется ли признанием и авторитетом в среде сверстников).
5.2. Отношение к товарищам по классу.
5.3. Отношение к учителям.
5.4. Степень удовлетворённости своим положением в классе.
6. Особенности характера и темперамента.
6.1. Характеристика особенностей темперамента.
6.2. Черты характера, в которых выражается отношение к другим людям, самому себе, к труду. Волевые черты характера.
7. Выводы.
Основные достоинства формирующейся личности. Её недостатки и составление
программы психокоррекции поведения.
Как снизить уровень тревожности (рекомендации для педагогов)
Каждый человек не раз испытывал чувство тревоги и страха за себя и своих близких. Однако, если тревожность проявляется не только там, где она уместна и даже полезна, но и там, где является помехой, то необходимо предпринять меры для улучшения своего эмоционального состояния.
1.Выясните путем самоанализа, какие именно мысли вызывают у вас тревогу. Затем определите конкретные способы и возможности изменения ситуации, которая порождает тревожность и беспокойство.
1.1 Сначала важно суметь остановиться и позволить себе принять то, что «да, я беспокоюсь». И имею на это полное право - я живой человек. 1.2. Далее постараться найти причину беспокойства. Она не всегда лежит на поверхности, но она точно есть. Возьмите лист бумаги, ручку и запишите, какие из тревожащих вас событий действительно могут произойти. Начните с самой большой тревоги. Это может быть потеря работы, уход любимого человека или отказ в кредите. Для каждого человека своя проблема наиболее важна. После того, как вы запишите причины тревоги, попробуйте оценить, насколько сильна вероятность того, что они сбудутся. Причем, в недалеком времени. Оценку давайте по десятибалльной шкале. 1.3.Когда определена причина - найти конкретные способы и возможности изменения ситуации, которая порождает тревожность и беспокойство. После этого, начните работать с самой тревожной для вас возможностью. Той, что вы оценили наивысшим количеством баллов. Тем самым, вы определили цель, которой должны достичь и вам необходимо продумать то, как вы можете повлиять на события. От того, какие действия вы предпримите в ближайшее время, будет зависеть и дальнейшее развитие событий. Снова возьмите ручку и запишите все возможные для вас пути выхода из этой ситуации. |
2. Поделитесь с близкими или с психологом своими опасениями.
Поговорить с кем-нибудь, испытавшим ранее подобные чувства. Очень важно ощущение, что вы не одиноки в своих страхах и тревогах.
- Для эффективного достижения результатов важно отношение
человека к своей работе. Тревожность может возникать, когда педагог
боится, что не справляется с работой или выполняет ее недостаточно
хорошо. Он должен: четко понимать смысл своей профессиональной
деятельности; знать, чего от него ждет администрация и учащиеся; быть уверенными в том, что сумеют оправдать эти ожидания. Правильно расставленные приоритеты в своей деятельности, определение главных ее направлений поможет эффективнее выполнять свою работу. - Релаксация - это умение, которое специально используется по борьбе с тревожностью. Вы не можете быть расслаблены и напуганы одновременно. Существует много способов добиться психофизической релаксации. Наиболее часто используются медитативные техники и прогрессивная мышечная релаксация. Многие люди используют для этих целей музыку. Просто ходьба и легкие физические упражнения такжепозволяют снизить уровень тревожности. Существуют различные релаксационные программы и упражнения.
- Использование приятной и отвлекающей деятельности позволяет снизить уровень тревоги. Есть три типа подобной активности: совместная деятельность с другими людьми; деятельность, которая дает чувство завершенности и удовлетворенности собой; энергичная деятельность, которая впрямую вытесняет мысли о стрессовой ситуации.
- Баланс между работой и личной жизнью - это не просто слова. А правильный отдых, способствующий снижению тревожности и набору положительных психоэмоциональных сил - также большое искусство.
- В каждом событии своей жизни постарайтесь найти позитивные стороны.
- Не критикуйте себя за прошлые неудачи, изменить прошлое невозможно. Зато мы можем влиять на свое будущее. И если что-то не получилось ранее, возможно получится в будущем благодаря настойчивости, целеустремленности и работе над собой. Настраивайте себя на успех и все получится!
- Будьте приветливы и вежливы. Улыбайтесь своим коллегам и детям, создавайте себе и окружающим позитивное настроение.
- Почитайте литературу, которая помогает нам быть хозяевами своей судьбы, а не заложниками сложившихся ситуаций. Например: «Прививка от стресса или психоэнергическое айкидо» и др.
В нашей жизни хорошего больше, чем плохого, и в наших силах сделать этот мир лучше. Ведь каждое приятное слово, сказанное окружающим, каждая улыбка, подаренная другому человеку, наполняет пространство вокруг нас светом и добротой.