Обмен мнениями
Половое воспитание в семье
Формирование высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.
Современные дети, подростки, молодежь знают многое об окружающем мире, но часто не имеют достаточных знаний о функционировании своего организма, о физиологических особенностях, различиях между представителями мужского и женского пола, о специфике их взаимоотношений в разном возрасте, в то время как знания этого рода совершенно необходимы современному человеку.
Для того чтобы дать верное направление развитию знаний, взглядов и убеждений подростков в сфере межполовых отношений, в вопросах подготовки их к семейной жизни, родителям необходимо знать и учитывать некоторые особенности развития подростка.
Во-первых, особенности социального развития. С самого рождения ребенок как представитель мужского или женского пола, и это развитие является полноценным благодаря его взаимоотношениям с родителями, с другими людьми, которые также выступают как представители мужского или женского пола. Таким образом, социальное развитие ребенка одновременно есть и половое воспитание.
Во-вторых, психологические особенности представителей мужского или женского пола, половое воспитание должно осуществляться с учетом половой принадлежности ребенка. В половом воспитании особенно важно учитывать, воспитываем мы мальчика или девочку.
В-третьих, особенности сексуального развития и полового созревания, а также некоторые отклонения в этом процессе. Эти особенности необходимо знать для того, чтобы находить правильную тактику по отношению к ребенку, не принимать нормальные проявления его развития за нарушения и в связи с этим не впадать в панику, но также не упускать ничего из того, что могло бы отрицательно сказываться на его развитии. Каковы же эти особенности?
Сексуальное развитие ребенка происходит постепенно, так же как и его развитие в другом отношении. Признаки сексуального развития: формирование отдельных элементов будущей функциональной репродуктивной системы, их объединение, осознание человеком этих элементов – сначала самих по себе, затем во взаимосвязи с другими. Следует учитывать при воспитании, что ребенок не осознает первые проявления сексуального развития, а нередко и не замечает их. Взрослые же порой видят в них какой-то смысл и своей неправильной реакцией невольно привлекают к ним внимание ребенка, тем самым, заставляя и его искать этот смысл. Ясно, что ничего, кроме вреда, все это принести не может.
Наиболее простые явления сексуального развития ребенка – это элементарные сексуально значимые реакции. Они непроизвольны и неосознанны, проявляются первоначально вне связи одна с другой. Они не связаны с половым влечением и не имеют значения для осознания ребенком его половой принадлежности.
Цель полового воспитания – овладение представителями подрастающего поколения нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов. Это означает, во-первых, понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом; во-вторых, умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений.
Соблюдение моральных норм позволяет сохранить здоровье. Здоровье – одна из главных ценностей человека, и его сохранение – важная общественная задача. Прежде всего – это профилактика венерических заболеваний. Само по себе существование возбудителей сифилиса и гонореи есть первое необходимое, но еще недостаточное условие распространения этих заболеваний. Распространение венерических заболеваний способствует также безответственное отношение к собственному здоровью. Как правило, о здоровье начинают думать тогда, когда его уже нет или возникла серьезная угроза. Думать же о здоровье и заботиться о его сохранении следует постоянно. Необходимо вырабатывать у ребенка убеждение, что сохранение здоровья – не только личное его дело, но также его долг перед обществом, перед своими родными и близкими.
После того как подросток получил начальное представление о половой жизни, он должен узнать и о вреде для здоровья раннего ее начала, особенно важно объяснять девочкам, как опасен аборт.
«Да, действительно, это знание только в том случае окажется результативным (в том числе и в плане предупреждения ранней беременности), если будет дополнять уже выработанное ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей, стремление его сохранить. Если же ему все это безразлично, тогда и знание о вреде ранней половой жизни не принесет ему пользы.
Правильное половое воспитание необходимо и для гармоничных супружеских отношений – важного фактора полноценной семьи, и высокой работоспособности и активности в труде, хорошего настроения, т.е. всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровья.
У каждого ребенка должно быть заложено с детства твердое понимание значения семьи, ее ценности и необходимости для человека. Семья облегчает перенесение различных невзгод, лишений, жизненных тягот и т.д. и способствует сохранению здоровья и повышению продолжительности жизни.
Знание и понимание специфических особенностей представителей мужского или женского пола, прежде всего, необходимы родителям. Непонимание природы и значения этих особенностей приводит к неверным решениям, что подрывает авторитет взрослых.
Подросткам должно быть свойственно осознанное отношение к интересу к представителям другого пола, стремление к сознательной оценке личностных качеств своего избранника, желание разобраться в своих чувствах, не поддаваясь прямому тяготению. У подростков эта особенность выражена более отчетливо. Но в этой ситуации ему может помочь только его друг – родитель»
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Помните! Время первой любви у каждого человека свое.
Полюбить по указанию, как и разлюбить по требованию, невозможно!
Не унижайте ребенка допросами, создайте такую атмосферу,
которой ему самому хотелось бы с вами поделиться возникшим чувством!
Не назидайте, а советуйте, помогайте справиться с чувством, если ребенку тяжело!
Не обсуждайте его чувство с другими людьми!
Не говорите плохо о человеке, к которому у ребенка сильное чувство. Анализируйте вместе с ним не человека, а его действия и поступки!
Рассказывайте о своих чувствах в этом возрасте, о своих ошибках в поведении, учите быть честным в отношениях с другим человеком!
Познакомьтесь с тем человеком, который нравится вашему ребенку, если он того хочет!
Не пытайтесь обвинять другого человека в том, что он плохо влияет на вашего ребенка. Критичнее присмотритесь к своему!
Будьте едины с мужем или женой в предъявлении своих требований!
Не позволяйте другим людям унижать достоинство вашего ребенка!
Будьте честны с самим собой, предъявляя требования к подростку!
Слово классного руководителя: Очень интересно узнать, что по этому вопросу нам могут сказать психологи, какой совет могут дать.
Школьный психолог: В возникновении потребности в юношеской дружбе, в стремлении к установлению близких взаимоотношений с людьми этом возрасте наблюдаются определенные различия между мальчиками и девочками. У девочек потребность в дружеских отношениях возникает на полтора-два года раньше, чей у мальчиков, и особенно заметные межполовые различия наблюдаются в самом конце подросткового или в начале юношеского возраста в стремлении дружить с человеком противоположного пола. Девочки, как правило, более эмоциональны, придают гораздо большее значение межличностным взаимоотношениям в одном и том же возрасте, чем мальчики.
В раннем юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает еще более глубокое чувство — любовь. В одном из исследований на вопрос о том, были ли вы когда-нибудь влюблены, чаще других утвердительно ответили девушки в возрасте 16—18 лет, а реже других мальчики в возрасте от 12 до 15 лет.
Возникновение чувства любви связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, это половое созревание, которое завершается в ранней юности. Во-вторых, это желание иметь очень близкого друга, с которым можно было бы говорить на самые сокровенные, волнующие темы. В-третьих, это естественная человеческая потребность в сильной персональной эмоциональной привязанности, которой особенно не хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувство одиночества. Установлено, что такое чувство в обостренной форме впервые появляется именно в ранней юности.
Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отношениях. Дружба может перейти в любовь, а на месте товарищеских и др. отношений могут возникнуть ухаживания. Юноши и девушки сами активно ищут межличностного общения, интимных контактов друг с другом, они уже не в состоянии долгое время находиться в одиночестве. Иногда старшеклассники бывают настолько озабочены и поглощены всем тем, что непосредственно связано с влюбленностью, что забывают обо всем остальном.
В этот период времени обычно меняются отношения юношей и девушек со взрослыми, они становятся более ровными, менее конфликтными, чем были в подростковом возрасте. В ответ на требования взрослых, касающиеся их внешнего вида, работы по дому, учения в школе, влюбленные юноши и девушки не редко демонстрируют значительную покладистость. В эти годы большинство юношей и девушек проникаются сознанием того, что взрослые желают им добра. Старшеклассники начинают больше прислушиваться к советам родителей и учителей, с большим доверием и открытостью относятся к ним.
В юношеском возрасте возникает и в течение длительного периода жизни сохраняется идеал возлюбленного, включающий человека определенной внешности, обладающего набором конкретных личностных достоинств. Такой идеал определяет межличностные симпатии и предпочтения, по крайней мере, в течение нескольких лет после появления первой влюбленности.
Идеальный образ любимого человека у старшеклассников иногда является нереальным в том смысле слова, что в действительности никто из окружающих людей не может ему соответствовать. Нередко это приводит к тому, что, не обнаружив вокруг себя объекта, который бы соответствовал идеалу, юноша или девушка испытывает глубокое разочарование, и у них воз никает чувство одиночества.
Половое воспитание, как указывают специалисты в этом вопросе Д.Н.Исаев и В.Е.Каган, «является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Оно должно помочь развивающейся личности освоить роли мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшей – роли не только мужчины и женщины, но и мужа и жены, отца и матери в соответствии с общественно-моральными принципами, гигиеническими требованиями. Главнейшая цель полового воспитания – формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности». «Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении» - так считал А.С.Макаренко.
В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созревание. Подростки к моменту полового созревания должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой правильнее разговаривать матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и происходит более интенсивно. Однако это общая закономерность. Каждый ребенок растет и развивается по индивидуальному «плану». И это надо обязательно подчеркивать в разговоре. Важно, чтобы никто не переживал по поводу своего отставания от сверстников или, наоборот, из-за того что признаки и приметы взросления появились раньше, чем у других.
Физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте неизбежно ставит новые проблемы, как перед молодежью, так и перед взрослыми, которые отвечают за ее будущее. Взрослые не должны ограничиваться только гигиеническими рекомендациями, а более широко оценивать наступившие в организме изменения. Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми, а привлекать ребенка к житейским, семейным делам, например, сын помогает отцу на даче или в ремонте квартиры, а дочь готовит обед, занимается в свободное от занятий время рукоделием. Если родители вместе с детьми планируют и проводят свой досуг, если дети постоянно видят согласие и дружбу между родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка.
Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.
Физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте неизбежно ставит новые проблемы, как перед молодежью, так и перед взрослыми, которые отвечают за ее будущее. Взрослые не должны ограничиваться только гигиеническими рекомендациями, а более широко оценивать наступившие в организме изменения. Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми, а привлекать ребенка к житейским, семейным делам, например, сын помогает отцу на даче или в ремонте квартиры, а дочь готовит обед, занимается в свободное от занятий время рукоделием. Если родители вместе с детьми планируют и проводят свой досуг, если дети постоянно видят согласие и дружбу между родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка.
Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.
Подростковый возраст, отрочество. В первую очередь это возраст полового созревания. За несколько месяцев меняется внешний вид подростка: увеличивается его рост, и главное - тело приобретает новые пропорции. У мальчиков увеличивается масса мышц, они крепнут; меняется и лицо. Девочки по своему виду приближаются к женскому типу. Развитие не всегда и не во всем про истекает соразмерно. Эта несоразмерность проявляется и в работе головного мозга: в преобладании возбуждения над торможением, в неуравно вешенности нервных процессов. Мозг быстро истощается, часто на смену повышенной двигательной и умственной активности приходит апатия, вялость. Нельзя не видеть отдельных вспышек стихийного поведения, когда подросток словно теряет управление собой и совершает такие поступки, которые далеки от его подлинных нравственных установок, идут вразрез с его сокровенными устремлениями. Объяснить их можно и проявлением недисциплинированности, но вряд ли это будет единственным и исчерпывающим объяснением. Одной из причин неуправляемого поведения является еще несбалансированная деятельность мозга. В целом, чем выше достигнутый в воспитании уровень саморегуляции, самодисциплины, тем больше шансов, что подобных вспышек не будет.
Одно из типичных явлений возраста - возникновение чувства любви. И родителям, и учителям не следует недооценивать силу этого чувства, тем более относиться к нему иронически. Кто из нас, взрослых, не наблюдал, как взрослеют наши дети, когда любовь вдруг «охватит» их. Попытки «взять себя в руки», скрыть свои переживания от чужих глаз ничего не дают. А вместе с тем само чувство настолько интимно, что невозможно рассказать о нем даже самому близкому человеку. Часто душевные муки наносят болезненный удар по самолюбию.
Девочки вступают в эту фазу первых увлечений раньше, чем мальчики, в 12-14 лет. Семья не вправе игнорировать эти особенности возраста. От того, насколько тактична она будет со своим ребенком, зависят в очень большой степени дальнейшие взаимоотношения с ним.
То, что подросток остается один на один со своими переживаниями, может способствовать и укреплению его самостоятельности, и возникновению некоторой его отчужденности. Наблюдательные родители обычно замечают ее признаки: отношения со взрослыми принимают формальный характер, подросток не спешит выполнять даже вполне разумные их указания, не делится своими мыслями и чувствами, встречает «в штыки» попытки даже самого доброжелательного контакта с ним со стороны взрослого. Для многих родителей такое отчуждение становится тяжким и незаслуженным испытанием.
Хочется пожелать, чтобы у вас с вашим ребенком было полное взаимопонимание, доверительные отношения.
Слово классного руководителя: Безусловно, сегодняшняя тема не нова. Мы слышим об этом с экранов телевизоров, читаем об этом в газетах, но часто при этом не делимся вслух своими размышлениями. Предлагаю вам пройти устное анкетирование, которое покажет не только нам, окружающим вас людям, но и самое главное вам самим, как на самом деле обстоят дела.
Несколько высказываний родителей:
Как ваш ребенок относится к вопросам любви?
(Родитель: Моя дочь интересуется этим вопросом, как и все подростки в ее возрасте. Я сама влюбилась в своего мужа рано, и не делаю из этого тайны. Считаю, что это чувство должно рано или поздно посетить каждого человека, другой вопрос, чтобы все это прошло удачно, без кризисных моментов.)
Говорите ли вы с ним на деликатные темы?
(Родитель: Наверное, не все темы я готова обсуждать со своей дочерью, сказывается разница в воспитании. Сегодняшние подростки так раскованны в этом отношении, поэтому обсуждаю это настолько открыто, насколько это для меня возможно.)
Знает ли ваш ребенок истории ваших детских влюбленностей? (Родитель: Да, не вижу в этом ничего зазорного. Но историями любви пока не делюсь, так как считаю, что каждый должен пережить свою историю любви. У моей дочери пока еще нет парня.)
Знает ли он историю любви своих родителей?
(Родитель: Да, наши дети знают историю нашего знакомства. Мы живем вместе уже много лет, надеюсь, что в этом дети будут на нас равняться.)
Считаете ли вы необходимым демонстрировать ребенку свою любовь
к мужу, жене?
(Родитель: Думаю, что ребенок должен видеть проявление тепла, заботы, внимания по отношению друг к другу со стороны родителей, ведь, как известно, ребенок, который не знает, что такое любовь между родителями, не видит проявлений ее, сам обречен на провал в личной жизни, что и мы и видим сегодня сплошь и рядом.)
Видит ли ребенок примеры положительных взаимоотношений любви своих родителей?
(Родитель: Стараемся создавать для своего ребенка атмосферу любви, но, к сожалению, только положительным отношениями семейная жизнь не ограничивается, и иногда происходят ссоры, конфликты. Из своего личного примера могу сказать, что дала мужу, себе и сыну второй шанс на совместную жизнь.)
Когда, по вашему мнению, подросток имеет право влюбиться? Каким вы видите человека, в которого ваш ребенок может влюбиться?
(Родитель: На мой взгляд, подростковая любовь – это всего лишь увлечение, не связанное с чем-то серьезным. Думается, что настоящая любовь приходит позже, лет в 17-18. Надеюсь увидеть рядом со своей дочерью достойного молодого человека, открытого, честного, стремящегося к получению образования, успешного.)
Говорите ли вы со своим ребенком о последствиях любовных отношений?
(Родитель: Очень серьезный вопрос. Да, говорим на эту тему. Более того, обсуждаем различного рода телевизионные передачи, где говорят о ранних абортах, о том, какие проблемы ожидают девушка-мать. Думаю, что все матери девочек озабочены этим вопросом.)
Рассказывает ли вам ребенок о своих отношениях с человеком, который ему нравиться?
(Родитель: Я воспитываю дочь. В нашей семье тема, обсуждаемая сегодня, не является закрытой, скорее наоборот. У моей дочери уже были увлечения. В нашей семье принято знакомиться с молодым человеком. Конечно, мы обсуждаем их взаимоотношения, но только те, о которых хочет поговорить мой ребенок.)
Как вы отнесетесь к тому, что любовные отношения вскоре перерастут в интимные? Какой будет ваша реакция?
(Родитель: Желательно, чтобы это произошло как можно позже. Но сегодня кругом и всюду видим примеры ранних половых отношений, и этого боится каждый родитель. Самое страшное в этом, это ранняя беременность. Но в нашей семье трое детей, и мы поможем ребенку вырастить малыша, если это случится. Моя жена медик, и мы ни в коем случае не будем настаивать на аборте. Уметь поддержать и понять своего ребенка – вот назначение родителя.)
Ситуации для анализа и поиска решения в ходе дискуссии
Ситуация 1
У подростка ухудшилась успеваемость, он часами проводит время за
письменным столом, уставившись в одну точку. На все вопросы родителей грубит, нехотя отвечает, при этом явно обманывает. После посещения школы родители узнали, что сын влюбился...
Подросток
|
Родитель
|
Буду сам принимать решения. Все попытки вмешаться в эту ситуацию со стороны мамы будут бесполезны. Постараюсь любыми путями привлечь внимание понравившейся девушки.
|
Поговорю с сыном, если девушка отвечает
взаимностью, то попрошу познакомить нас,
а если нет, попытаюсь выяснить, почему он
так себя ведет, дам понять, что я ему не враг.
|
Ситуация 2
Дочь очень просилась пойти с подружками на дискотеку. Родители отпустили, напомнив о том, что она должна вернуться не позже 11 часов
вчера.
Дочь пришла гораздо позже. На вопрос родителей, как она шла одна ночью, дочь ответила, что ее провожал взрослый парень, который ей очень нравится...
Подросток
|
Родитель
|
Я уже взрослая, знаю о возможных последствиях встречи с взрослым молодым человеком, поэтому не допущу ничего подобного по отношению к себе. А если он будет вести себя достойно, почему бы и нет?
|
Серьезный разговор будет обязательно.
Надо объяснить, что встречи с взрослым
молодым человеком не могут закончиться
ничем хорошим.
|
Ситуация 3
Подросток собирается на день рождения к девочке, которая ему очень нравится. Он просит деньги на подарок. Сумма, которая ему нужна, достаточно приличная для бюджета семьи. Родители считают, что та кой подарок дарить неуместно, но ребенок не слышит доводов, он решил удивить эту девочку...
Подросток
|
Родитель
|
Я понимаю денежные затруднения в семье, но этот подарок мне нужно купить, буду добиваться своей цели, может быть, попрошу денег у друзей.
|
Сделаю попытку объяснить, что в
данный момент денег нет. И потом дорогой
подарок требует дорогого подарка, кроме
того, можно удивить чем-нибудь еще,
например, стихами.
|
Ситуация 4
В порыве откровенности девочка говорит маме о том, что ей очень нравится один мальчик из класса. Мама спрашивает девочку, как он учится. Как только она узнала, что мальчик — далеко не лучший ученик в классе, в доме разразился скандал...
Подросток
|
Родитель
|
Буду встречаться с мальчиком и скрывать от мамы наши отношения до последнего момента. А потом будь что будет. Что же делать, если он мне нравится.
|
Да, действительно, ситуация интересная.
Я была бы против такой симпатии. Вместе с
тем постаралась бы больше выяснить о семье
этого мальчика. Возможно, это только
симпатия и ни во что большее не перерастет.
|
Ситуация 5
Мальчик и девочка дружат, не скрывая своего отношения друг к другу. Возмущены родители, учителя, смеются и дразнят одноклассники, косо смотрят родители других учеников. Дети не замечают вокруг себя ничего...
Подросток
|
Родитель
|
Самое главное понять, что запрет в этой ситуации не поможет. Наоборот, скорее оттолкнет. Родители должны понять, что это их любимый родной ребенок, он любит, возможно, впервые, и поддержать. Знаю, что меня мои родители поймут.
|
В этой ситуации дети остались одни.
Что очень опасно. Ромео и Джульетта.
Примеры современных Ромео и Джульетты
уже есть. Надо одуматься всем, пока не
случилась беда. Взрослые люди должны
поговорить с юношей и девушкой, выяснить
степень серьезности их отношений, рассказать
о контрацепции. Отвергать нельзя.
|
разгарнуць » / « згарнуць